Самые большие выигрыши в истории лотереи

Статистика выигрышей: вероятность победы в лотереях

Почему мы боимся случайных денег

Александра Архипова, социальный антрополог, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:

Александра Архипова. Фото: RFE/RL

— Наши отношения с деньгами сложнее, чем привыкли думать. Мы оперируем не только концепцией «товар-деньги-товар», предложенной Марксом, но и правилами «моральной экономики» — то есть набором представлений о том, как надо или не надо обращаться с деньгами. «Моральная экономика» в каждой культуре своя, особенная.

В России представления о деньгах во многом связаны с крестьянскими общинами. Наша страна была во многом крестьянской, культура менялась, но какие-то ее черты сохранились. На это наложилась советская идеология с ее специфическим отношением к финансам. «Грешно думать о деньгах», «Большие деньги — большие проблемы» и так далее.

В советском и постсоветском обществе, переживших тотальный дефицит, работает принцип «пирога Фостера». Антрополог Джордж Фостер жил в мексиканских деревнях в 60-е годы ХХ века и задавался вопросом: почему жители так бедны, а любое быстрое обогащение вызывает у них резкое неприятие? Так он выдвинул теорию «ограниченного блага»: в сообществах с нехваткой ресурсов деньги, богатство, любые блага можно только перераспределить, они не мыслятся как нечто приходящее извне. Представьте пирог, яблочную шарлотку, которая поделена поровну. Если одному из гостей достался лишний кусок, то другой остается голодным.

Поэтому после выигрыша в лотерею люди сталкиваются порой с неприятием окружающих. Неожиданно получил большие деньги — значит, забрал чужую долю. Существует также представление, что внезапное обогащение — это катастрофа для здоровья, что за такую удачу обязательно придется платить. Отсюда стремление поскорее с выигрышем расстаться — потратить его.

В 2016-2017 годах мы записывали интервью и проводили опросы в некоторых российских городах. Спрашивали жителей: «Поднимете ли вы купюру, случайно найденную на улице?» Около половины опрошенных твердо отказались и мотивировали это тем, что тогда с ними случится что-то плохое. Потому что эти деньги посланы не им, а кому-то другому, мол, нельзя брать чужое.

Но что делать, если мы случайно задели кусок «чужого пирога»? Поделиться. Это тоже проявляется в наших представлениях о деньгах. Если молодой человек получает первую зарплату — на работе принято «проставиться», накрыть коллегам стол, или отдать все деньги маме.

Продавцы на рынке стремятся первому покупателю дать больше товара или продать его дешевле, обмахивают товар первой заработанной за день купюрой. Победители лотерей раздают часть выигрыша, даже не отдавая в этом отчета. Люди стремятся отдать кусочек своего блага, чтобы уберечься от беды. Наша моральная экономика говорит нам — делись и удерживай социальное равновесие, и тогда удача к тебе вернется.

Оцените статью